Введён мараторий на проверки до 31.12.2017 г.

30 ноября 2016 года вступил в силу Закон «О временных особенностях осуществления мероприятий государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности», принятый Верховным Советом Украины 03.11.2016 г.

На многих новостных лентах радостно раструбили, что теперь никаких проверок бизнеса до 31.12.2017 г. Президент заявил о подписании закона и поддержке им украинского бизнеса. А бизнес обрадовался этому событию.

Прочитав этот закон, подумал: «Разводняк какой-то».

Предлагаю вместе проанализировать положения закона.

Да, в статье 2 указаного выше закона сказано: «Установить до 31 декабря 2017 мораторий на проведение органами государственного надзора (контроля) плановых мероприятий по осуществлению государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности».

Т.е. органам, осуществляющим государственный контроль бизнеса, запретили проводить плановые проверки. Многие подумают: «Супер! Налоговики, менты (sory, полицейские), прокуратура, СБУ и др. не смогут проводить проверки до конца 2017 года».

Должен, Вас разочаровать, но, это не так.

Читаем статью 3 от 03.11.2016 г. и видим: «Действие настоящего Закона не распространяется на отношения, возникающие при проведении мероприятий надзора (контроля) органом государственного регулирования деятельности в сферах энергетики и коммунальных услуг, органом, осуществляющим государственное регулирование рынка ценных бумаг, центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сферах безопасности и отдельных показателей качества пищевых продуктов, государственного контроля за соблюдением законодательства о защите прав потребителей, и его территориальными органами, центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную налоговую политику, государственную политику в сфере государственного таможенного дела, и его территориальными органами, центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере государственного финансового контроля, и его территориальными органами, центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере государственного экспортного контроля, центральным органом виконавчої влади, що забезпечує формування та реалізує державну політику у сфері безпеки використання ядерної енергії, та його територіальними органами, Державною службою України з питань праці та її територіальними органами, центральним органом виконавчої влади, що реалізує державну політику у сфері цивільної авіації та використання повітряного простору України та є уповноваженим органом з питань цивільної авіації, органами державного архітектурно-будівельного контролю (нагляду), центральним органом виконавчої влади із забезпечення реалізації державної політики щодо здійснення державного нагляду (контролю) у сфері охорони навколишнього природного середовища, раціонального використання, відтворення та охорони природних ресурсів, Національною радою України з питань телебачення і радіомовлення, Національним банком України, Антимонопольним комітетом України».

Переводя на простой язык положения статьи 3 Закона, установленный мораторий не распространяется на проверки налоговиков относительно уплаты налогов, их доначисление; органов архитектурно-строительного контроля относительно самовольных построек; службой по труду на предмет наличия неоформленных работников (штраф за что достигает 96 000 грн. за каждого работника по ст. 265 КЗоТ); органов по защите прав потребителей; экологической инспекцией; водоканалами по вопросам стоков и пр.

Правоохранительные же органы вправе проводить проверки на основании уголовного и уголовно-процессуального законодательства.

Т.е. мораторий не распространяется на контроль со стороны наиболее «кошмарящих» бизнес органов государственной власти.

В добавок к сказанному, хочу обратить внимание на то, что указанный выше Закон «О временных особенностях осуществления мероприятий государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» в ст. 3 предполагает возможность проведения внеплановых проверок любым государственным органом при следующих условиях:

«До 31 декабря 2017 внеплановые мероприятия государственного надзора (контроля) осуществляются органами государственного надзора (контроля):

1) по основанию, предусмотренному частью второй этой статьи (по согласованию центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную регуляторную политику, политику по вопросам надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности, лицензирования и разрешительной системы в сфере хозяйственной деятельности и дерегуляции хозяйственной деятельности (далее - Государственная регуляторная служба)

2) по письменному заявлению субъекта хозяйствования в соответствующий орган государственного надзора (контроля) об осуществлении мероприятия государственного надзора (контроля) по его желанию;

3) по решению суда;

4) в случае наступления аварии, смерти пострадавшего вследствие несчастного случая, что было связано с деятельностью субъекта хозяйствования.

Внеплановое мероприятие государственного надзора (контроля) на основании обоснованного обращения физического лица о нарушении субъектом хозяйствования его законных прав проводится органом государственного надзора (контроля) по согласованию Государственной регуляторной службы.

Для согласования орган государственного надзора (контроля) представляет Государственной регуляторной службе копию соответствующего обращения физического лица и обоснование необходимости проведения проверки. Государственная регуляторная служба рассматривает представленные документы и предоставляет согласования или мотивированный отказ в предоставлении согласования в течение пяти рабочих дней со дня поступления соответствующих документов.

Форма и порядок предоставления согласования на проведение внепланового мероприятия государственного надзора (контроля) на основании обоснованного обращения физического лица о нарушении субъектом хозяйствования его законных прав утверждаются Государственной регуляторной службой».

Т.е. любая внеплановая проверка по жалобе любого физического лица предприятия, фирмы, может проводиться с разрешения Регуляторной службы Украины …(с длинным названием), да ещё и по правилам, ею самой установленным. А она уж установит, была ли жалоба физического лица обоснованная. Теперь скажите: «Кто верит в отсутствие будущих корупционных мотивов руководства Регуляторной службы при решении вопроса о разрешении провести проверку?». Правильно.

Поэтому, уважаемые господа бизнесмены, не расслабляем «булки», никакого моратория не существует.